Главная/О нас/125 лет истории

Для кого-то это просто картофель. Для нас – целый мир безграничных возможностей. Мы придерживаемся этого взгляда уже 125 лет. Начав с небольшого бизнеса во фрисландской деревушке, мы стали лидером международного рынка в области выведения сортов, продажи семенного картофеля и инновационных разработок.

Это история HZPC

История компании HZPC – это путь Hettema и ZPC, двух предприятий, которые существовали в одно время при схожих обстоятельствах. Позвольте представить вам отцов-основателей HZPC, Хетте Хеттема и Якоба Вирсма.

 

Основатель торгового дома Hettema - Хетте Хеттема

Хетте Хеттема

Хетте Хеттема. Источник: www.hzpc.com

Хетте родился в семье фермера. Дела его отца были не слишком успешны, и Хетте не хотел повторить его судьбу. Он хотел завести собственное дело, как его дед, в честь которого Хетте когда-то и назвали.

Еще в юные годы Хетте начал понемногу торговать овощами, в том числе картофелем, и мелким скотом. Позднее Хетте начал продавать картофель, выращенный на собственных полях. К 35 годам он заработал хорошую репутацию поставщика семенного картофеля. 

 

Основатель ZPC - Якоб Вирсма

Якоб Вирсма

Якоб Вирсма. Источник: www.hzpc.com

Отец Якоба работал на ферме. Его детство прошло в нищете, поэтому Якоб был полон решимости добиться большего. 

Он был наслышан о достатке успешных фермеров и торговцев. Но для того, чтобы стать фермером, Якобу нужны были деньги. Поэтому он решил попробовать себя в торговле. Он поступил на службу к торговцу зерном, где, прежде чем получить должность продавца, ему пришлось поработать счетоводом. 

Итак, окунёмся немного в историю и проследим путь развития компании.

1898

Источник: www.hzpc.com

 

27 февраля 1898 года, Алддик, деревня Битгум. На столе у Хетте Титцеса Хеттема (1863–1947) и Анны Фоккес ван дер Меер (1865–1926) кофе и апельсиновый кекс. Хетте исполняется 35 лет. Сегодня особый день для Хетте и Анны, поскольку они отмечают не только день рождения главы семьи, но и основание торговой компании Hettema.

Однажды Анна вернулась из города в новом черном костюме и сером котелке. «Что это на тебе?!» – воскликнул Хетте. На что Анна ответила: «Раз ты теперь продаешь картофель, тебе нужно ехать в Германию. Там семенной картофель пользуется гораздо большим спросом, чем у нас». В подтверждение своей непоколебимой веры Анна вручила Хетте 100 гульденов, накопленные ею во время работы в продуктовом магазине. Этот небольшой капитал со временем позволит вырастить крупную международную компанию.

Основание торгового дома Hettema

Вернувшись из Германии, Хетте сообщил Анне, что продажи идут отлично. В том деревянном чемодане, с которым Хетте покидал дом и где когда-то лежал только его новый костюм и образцы семенного картофеля, теперь красовалась толстая стопка торговых контрактов. С этого момента бизнес Хетте стал международным. Анна взяла на себя бумаги и работу с общественностью.

Источник: www.hzpc.com

Символ, используемый в качестве логотипа компании, был придуман Анной и Хетте задолго до его 35-летия – красный развевающийся флаг, в центре которого изображен белый круг с черной буквой H. Такой яркий и броский логотип заметно выделялся на фоне других.

Бизнес Хетте развивался быстро. Пришел момент, чтобы зарегистрировать торговую деятельность Хетте и открыть торговый дом. В качестве даты регистрации был выбран день рождения основателя. Работая с общественностью, Анна хорошо понимала, что запомнить день основания компании людям будет проще, если он будет совпадать с днем рождения Хетте. 

Отец Анны Фоккес ван дер Меер, супруги Хетте, был торговцем картофелем, поэтому способность к предпринимательству была у нее в крови. Анна умела привлечь внимание к торговле. Она постоянно стремилась к развитию и мыслила прогрессивно. Например, она одной из первых перестала носить орийзер – украшение из золота, надеваемое под чепчик. В то время это показывало статус и отдавало дань традиции. Вместо этого Анна предпочитала красоваться с модной шляпкой в руках. Позже дочь Анны объясняла, что ее мама не смогла подобрать орийзер, передающий статус жены современного предпринимателя. 

Анна Хеттема. Источник: www.hzpc.com

Вероятно, Анна понимала, что такой символ не соответствовал облику торгового дома Hettema. 

1903

Источник: www.hzpc.com

Якоб Вирсма, будучи членом правления Фризского аграрного общества Friesche Maatschappij voor Landbouw (Friesche Mij.), посетил выставку семенного картофеля в отеле Amicitia в Леувардене. Однако, он не смог довольствоваться ролью простого посетителя. Якоб заявил перед собравшимися, что оценку семенного картофеля нельзя считать полноценной, не проведя оценку внешнего вида растений в летний период. Он призвал компании проводить оценку полей до сбора урожая. Якоб настаивал, что право демонстрировать семенной картофель на выставке должны иметь только те производители, кто получил такую оценку. Поскольку мнение Якоба имело немалый вес, Обществом была организована Служба контроля полей.

1908

Некоторое время спустя общество Friesche Mij. получило претензии заказчиков из Южной Голландии и Зеландии, которые жаловались на неожиданно низкое качество семенного картофеля. Этот эпизод привел к тому, что с 1908 года проверка урожая на полях стала регулярной.

 

1913

Несмотря на тщательные проверки Отдела по контролю полей, случаи мошенничества со стороны недобросовестных продавцов семенного картофеля продолжались. По этой причине покупатели все чаще стали требовать, чтобы продажа и транспортировка картофеля осуществлялись непосредственно Friesche Mij. Так, в 1913 году членами правления Friesche Mij. был учрежден Комитет сбыта семенного картофеля. Этот комитет возглавил Якоб Вирсма. 

 

1919

Уже шесть лет Комитет сбыта семенного картофеля осуществляет продажу и транспортировку продукции, Однако главное решение еще впереди. Директор Якоб Вирсма посчитал, что каждый производитель работает сам по себе, что не соответствует общим целям. Он предложил преобразовать компанию в ассоциацию, состоящую из множества участников. Главное положение Устава ассоциации должно было заключаться в следующем: Новая ассоциация, Кооператив семян и семенного картофеля, должна осуществлять сбыт только тех семян и семенного картофеля, которые прошли проверку Службы контроля полей Friesche Maatschappij van Landbouw

Источник: www.hzpc.com

Так была основана ассоциация ZPC.

Источник: www.hzpc.com

1920

Осень 1920 года. Молодая развивающаяся компания ZPC осуществила первый экспорт: три вагона семенного картофеля и один вагон семян овса отправились в Бельгию. Однако, оплаты не последовало.

Источник: www.hzpc.com

Заместитель директора Йоханнес Бекиус отправился в Бельгию на велосипеде, где встретился с казначеем покупателя. Увидев Йоханнеса, казначей вздохнула с облегчением и протянула коробку с бельгийскими франками. Дело в том, что казначей просто не знала, как передать оплату компании ZPC в Нидерланды.

1937

Источник: www.hzpc.com

Даан Гроен – ценный и исполнительный сотрудник ZPC. Зимой он работал на складе семенного картофеля, а летом ему буквально нечем было заняться. Чтобы сохранить сотрудника, Йоханнес Бекиус предложил Даану Гроену помочь ему в создании новых сортов. Вскоре компания приобрела участок в Риде для селекционных работ. Пусть в первые годы деятельность ZPC не привела к созданию новых сортов, однако именно эта работа в последствии заложила основу к появлению сорта Béa, из которого позже Hettema вывела сорт Spunta (Cпунта).

Значение моста на логотипе ZPC

Источник: www.hzpc.com

До 1931 года у компании не было своего логотипа. Однако, все изменилось после введения Закона об экспорте сельскохозяйственной продукции. В результате с 1932 года проверки стали проводиться Генеральной службой контроля семян и семенного картофеля Нидерландов (NAK), принадлежащей государству.

С этого момента компания ZPC прекратила проведение собственных проверок и смогла сосредоточиться исключительно на торговле. Образно говоря, кооператив стал мостом между производителями и покупателями, что нашло отражение в его логотипе. Несмотря на то, что мост содержал название компании ZPC, наиболее узнаваемым символом стал поезд, едущий по этому мосту. Так, в некоторых странах ZPC известна как «бренд с поездом» (Marque du train).

 

1952

Источник: www.hzpc.com

В условиях рыночных цен стоимость семенного картофеля была не высока. В результате этого страдали производители. Чтобы выйти из ситуации, Hettema Zonen начала выращивать собственные сорта. Повышая качество семенного картофеля на рынке, компания могла увеличить прибыль производителей. Сорт Amaryl, также известный во Фрисландии как «Хеттемский», стал первым сортом, снискавшим признание. 

Компания, возглавляемая Германом Хеттема (сыном Титце Хеттема), вместе с партнерами стала предлагать рынку такие успешные сорта, как Draga, Liseta, Mondial и Spunta.

 

1965

 Источник: www.hzpc.com

Флажки, цветы, шарики и море людей. В деревне Метславир праздник – сама принцесса Маргрит посетила торжественное открытие селекционной компании Ropta, известной сегодня как HZPC Research. 

1999

Каждый понимал, что объединение Hettema и ZPC станет прекрасным союзом. Обе компании, занимающиеся продажей семенного картофеля, будут отлично дополнять друг друга: ZPC имеет широкий ассортимент продукции в розничной торговле и хрустящие сорта, в то время как Hettema сильна на традиционном рынке. Кроме того стороны удачно дополняли друг друга относительно стран экспорта продукции. Например, в Южной Америке Hettema осуществляла поставки в Аргентину, а ZPC – в Чили. Hettema хорошо закрепилась в Северной Африке, в то время как продукция ZPC была широко представлена в Восточной Европе.

Для того, чтобы это объединение состоялось, директора Яспер Кностер (Hettema) и Ликеле Аардема (ZPC) совместно с ведущими сотрудниками обеих групп проделали невероятную работу.

 Источник: www.hzpc.com

После слияния штаб-квартира компании обосновалась в Яуре, с новыми офисами в стратегически эффективном месте на шоссе А7 – в центральной точке между прежними офисами Hettema (Эммелорд) и ZPC (Леуварден). 

Новое название – HZPC

 Источник: www.hzpc.com

Объединение компаний прошло успешно. Однако, компания по-прежнему работала под старыми названиями Hettema и ZPC. Чтобы выбрать новое название, был организован конкурс среди сотрудников. Одним из условий стало то, что название не должно оказаться аббревиатурой. 

Несмотря на это, бывший директор Hettema, Дирк Ян Мэйер, предложил беспроигрышный вариант – объединить буквы HZ от Hettema Zonen с буквами PC от ZPC. HZPC – название, в котором заложен принцип равенства – стало очевидным выбором. 

2001

 Источник: www.hzpc.com

HZPC была крупным игроком в Нидерландах, но во всем мире ее роль была невелика. С назначением нового директора Герарда Бакса стратегия компании поменялась. Компания начала искать свое место в большом мире. Постепенно Нидерландский производитель превращался в крупного мирового экспортера семенного картофеля, обретая партнеров в разных странах.

Начиная с 2001 года HZPC открывала филиалы в ключевых странах-производителях семенного картофеля. И вскоре начала продавать сорта картофеля, выращенные в этих странах. В 2008 году HZPC стала мировым лидером по экспорту семенного картофеля.

Лицензия на производство: взгляд под другим углом

Источник: hzpc.com

Видение HZPC отличается от традиционных взглядов на производство семенного картофеля в Нидерландах и Европе. Оно выходит за рамки простого экспорта. В частности, Герард Бакс утверждал, что тонна продукции, выращенной по лицензии, так же важна, как тонна проданного картофеля. HZPC не скупится на инвестиции в создание новых сортов, поскольку они способны увеличивать ценность продукции, экономическую прибыль и способствуют продовольственной безопасности. И не так важно, как были выращены эти сорта: с помощью импортного семенного картофеля или по лицензии.

С этого момента компания HZPC начинает играть ключевую роль в продвижении производственных лицензий. К 2023 году лицензированные партнеры выращивают сорта HZPC на всех континентах. Ежегодная продажа 300 000 тонн семенного картофеля, произведенного по лицензии, прекрасно дополняет те 600 000 тонн, которые продает непосредственно HZPC.

2023

Источник: hzpc.com

В 2023 году исполняется 125 лет с тех пор, как Хетте Хеттема и Анна Фоккес ван дер Меер отметили основание торговой компании в день рождения Хетте. Более 100 лет назад Якоб Вирсма основал компанию по продаже семян и семенного картофеля, выращенного ZPC. 

За это время множество компаний, производителей и партнеров внесли огромный вклад, благодаря которому HZPC занимает сегодня свое положение. И хотя свой юбилей отмечает HZPC, это праздник для каждого, кто все это время был с нами.

 

 

* любое копирование и использование материалов запрещено